Два года назад Национальный банк запустил программу поддержки финансового сектора страны. Напомним, в обмен на заёмные средства регулятор оставлял за собой право вмешиваться во внутреннюю политику банков-партнёров. Нурбанк в программе не участвовал, продолжив двигаться в выбранном стратегическом направлении. Подробно о промежуточных итогах деятельности рассказал председатель правления АО «Нурбанк» Эльдар Сарсенов
Как вы оцениваете состояние банка?
— К концу этого года мы сможем подвести итог нашей многолетней работы, которую мы разделили на несколько направлений.
Первое – улучшение финансовых показателей. Мы расчищаем наш ссудный портфель: сегодня NPL составляет 7,8% (при среднем показателе у рынка – 9,4%).
Стоит подчеркнуть, что по итогам прошлого года мы достигли высоких показателей: органический рост нашего кредитного портфеля составил 5,9%, показатели роста портфеля сегментов КБ, МСБ составили 30,4%, при этом увеличение депозитного портфеля было равно 16%. Этот сегмент у нас не просто растёт, но и разукрупняется. В прошлом году масс-сегмент вкладов прибавил 32%. Порядка четверти всего нашего депозитного портфеля – это вклады людей до 1,5 млн тенге. Эти значения фундаментальной банковской работы свидетельствуют о стабильности нашего сегодняшнего положения и дают серьёзную уверенность в завтрашнем дне.
Понимаете, казахстанцы голосуют деньгами, они доверяют нам свои сбережения.
В текущем году основная задача — удержание достигнутых результатов и рост показателей в отдельных направлениях в среднем на 2% в квартал.
Второе важное направление – это масштабное обновление нашей технической базы. В этом году мы начали большую работу по обновлению нашей банковской IT-системы. Это то, что банки делают раз в 10-15 лет. Иначе говоря, этот проект перезапустит нашу нервную систему.
Активно обновляется периферийное, компьютерное, кассовое оборудование банка, пополняется наш парк банкоматов и терминалов, то есть в банке проходит очень много внутренних процессов, которые в конечном итоге обеспечат максимальный комфорт клиенту и станут залогом стабильной работы самого банка.
Какие успехи есть у организации?
— Сегодня наш собственный капитал составляет 67,5 млрд тенге. В соотношении с нашими активами – это очень хороший показатель, который на порядок выше нормы. При этом у нас ежедневно 25 млрд находится в высоколиквидных инструментах – это государственные ценные бумаги и другие активы, благодаря этому мы можем легко и оперативно покрыть даже большие обязательства. За этим я слежу лично.
Плюс, конечно, наши показатели, о которых говорил выше.
На чём банк планирует сосредоточиться в ближайшее время?
— Первостепенные задачи — завершение апгрейда нашей банковской IT-системы, успешное прохождение AQR и, конечно, укрепление наших фундаментальных финансовых показателей, о которых я говорил ранее. Я придерживаюсь классической модели ведения бизнеса, где в конечном итоге основная задача любого банка — финансовая стабильность и благополучие клиента, всё остальное «мишура». Делая упор на основные аспекты развития, мы, например, не вкладываемся в крупные рекламные компании, как другие игроки на рынке, также у нас идёт сдержанный рост отделений (в этом году примерно по одному отделению в месяц). Но такая политика позволяет нам выстраивать с клиентом доверительные, долгосрочные отношения.
Рейтинговая пора заканчивается, каких результатов ожидает рынок в этом году?
— В целом ситуация на казахстанском банковском рынке в последние годы была непростой. Уход с рынка нескольких игроков, слияние банков — всё это, несомненно, повлияло и на подход рейтинговых агентств к оценке банковского сектора. Они стали более осторожны, предъявляя очень высокие требования к работе финансовых институтов. Даже учитывая те риск-модели, которые были заложены в методику оценки, запас прочности, например, нашего банка неизмеримо выше, и доказывается это именно фундаментальными показателями, которые всегда есть в открытом доступе.
Готов ли банк к AQR? Каких результатов вы ожидаете?
— В современной истории Казахстана такой проверки ещё не было. AQR призван сделать одну простую вещь – дать независимую оценку нашему банковскому сектору. Оценка будет проводиться по корректности учёта кредитов, качеству залогов. По результатам иностранные консультанты вынесут рекомендации Национальному банку.
Взгляд со стороны, конечно, нужен и нам, и регулятору, но это ещё очень хороший шаг в сторону транспарентности для внешнего рынка. Надо понимать, что за последнее время в Казахстане и в России большое количество банков ушли с рынка, что вызывает понятные опасения наших иностранных партнёров. Поэтому прохождение данной проверки только укрепит репутацию финансового института.