Глобальная экономика

Комментарий Нацбанка относительно изменений в Правила работы обменных пунктов

Национальный Банк Казахстана проводит транспарентную и последовательную политику, поэтому проект требований к деятельности обменных пунктов вынесен на предварительное обсуждение и размещен на общедоступном портале открытых данных.

Национальный Банк готов рассматривать предложения улучшающего характера, такие как обеспечение обменными пунктами аэропорты, железнодорожные вокзалы, уровень капитализации в разрезе регионов и другое. Поэтому проект требований к деятельности обменных пунктов вынесен на предварительное обсуждение и размещен на общедоступном портале открытых данных.

Что касается самих требований, то необходимо начать с того, что в Казахстане уже более 10 лет действует система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. Все организации, оказывающие финансовые услуги, включая обменные пункты, проходят финансовый мониторинг. В частности, Законом Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлена обязанность обменных пунктов по проведению надлежащей проверки клиентов при покупке, продаже и обмене наличной иностранной валюты, основным пунктом которой является фиксирование сведений о клиенте.

При этом, в части борьбы с отмыванием и финансированием терроризма, международным сообществом уже приняты более жесткие требования и стандарты. Так, согласно рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которые признаны Международным Валютным Фондом и Всемирным Банком, процедуре идентификации должны подлежать все операции, включая обменные. В первую очередь, проверка клиента необходима на предмет отмывания денег, а во-вторых, на отсутствие в перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

Следует отметить, что Совет безопасности ООН 29 июля 2005 года настоятельно призвал все страны-члены Организации соблюдать всеобъемлющие международные стандарты, воплощенные в сорока рекомендациях ФАТФ.

Ужесточение подходов к идентификации клиентов является одновременно задачей Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (ОЭСР), которая, начиная с 2010 года, проводит ужесточение, направленное на борьбу с налоговыми преступлениями, отмыванием денег и другими нелегальными финансовыми операциями. При этом, в последнее время ОЭСР сконцентрировалась на вопросах противодействия использования финансовых услуг в коррупционных целях и финансирования терроризма.

Практика идентификации личности применяется во всех странах мира. В некоторых странах все еще сохраняются пороговые суммы для идентификации клиентов, но с ужесточением международных стандартов страны Европейского Союза, а также Китай, Монако, Лихтенштейн, Аргентина уже отменили какие-либо пороги. Это объясняется тем, что на практике наличие пороговых сумм дает недобросовестным клиентам проводить дробление обменных операций, тем самым избегая надлежащей проверки со стороны финансовых организаций.

Что касается требований к минимальному уровню капитализации, то обменные пункты должны обладать достаточным уровнем капитализации, чтобы не создавать дефицит наличной иностранной валюты и обеспечивать спрос населения в полном объеме. Особенно это актуально в периоды активного спроса. Вспомним многочисленные жалобы от населения, когда обменные пункты не продавали валюту, ссылаясь на ее отсутствие или нежелание реализовывать наличные по текущему курсу. Обменные пункты должны работать бесперебойно, не создавая помех населению конвертировать валюту. То же самое касается требования к обменному пункту иметь на счете не менее 20% от уставного капитала – при необходимости он может использовать данные средства для закупа иностранной валюты, но с условием восполнения неснижаемого остатка в течение трех рабочих дней. Поэтому мера по капитализации вкупе с обязательным резервом денег обменного пункта на его банковском счете существенно минимизирует риск дефицита наличной иностранной валюты, который, как показывает практика, провоцирует ажиотаж на наличном рынке и неоправданный рост курсов.

Национальным Банком в течение последних 5 лет последовательно принимались меры по обеспечению физической и информационной безопасности граждан, ведения электронного учета операций, наличия контрольно-кассовых аппаратов, а также минимального уставного капитала.

Повышение минимальной капитализации ранее уже проводилось и дало положительный результат. В частности, в январе 2018 года минимальный уставный капитал небанковских обменных пунктов был увеличен в 6 раз — до 30 млн. тенге, при этом объемы продаж иностранной валюты небанковскими обменными пунктами за январь — март 2018 года увеличились на 39 млрд. тенге или 6%, сократились спреды, рынок консолидировался и появилась качественная конкуренция между обменными пунктами.

Что касается графика работы обменных пунктов — это общемировая практика. В таких странах как Италия, ОАЭ, Тайланд, Польша и др. режим работы обменных пунктов ограничен только дневным временем (до 19.00 — 20.00). Это, прежде всего, связано с вопросами безопасности работы в ночное время как для самих обменных пунктов, так и для населения.

Related posts

Почему мировой кризис ближе, чем кажется

minister

Freedom Finance Тимура Турлова заSECли радары регуляторов США

chairman

Сколько казахстанских банков готовы «отдать Богу душу»?

minister

Оставить комментарий