Инвестиции

В ожидании ипотечного чуда

Продуктовую сетку банков определят несколько продуктов

Небольшие казахстанские банки вошли в зону турбулентности. Она связана как с актуальным для них кредитным риском, так и с сокращением возможностей для наращивания бизнеса. Пять лет назад на рынке доминировал топ-3 крупнейших системообразующих банков. В спину им дышали средние банки, у которых были собственные ниши и лояльные клиенты. С тех пор тройка лидеров слилась в мегабанк с активами свыше 8 трлн тенге. Оставшиеся игроки внезапно оказались по размеру в разы меньше. На начало мая 2019 активы каждого из восьми идущих следом средних банков составляли более 1 трлн тенге, но недотягивали до 2 трлн. Причем в их среде в последнее время прошли серьезные изменения.

Некоторые БВУ получили поддержку от государства, участвуя в программе оздоровления. Яркий пример – Цеснабанк, в который влили огромный капитал, после чего он сменил владельцев и стратегию развития. Банк объединился с First Heartland Bank и изменил имя на First Heartland Jýsan Bank. Решение о слиянии принял акционер, которому объективно нет смысла иметь два банка. В будущем Jýsan Bank должен стать универсальным, с концентрацией на работе с МСБ и ограниченно – с корпоративным клиентом. Как говорит независимый директор банка Болат Жамишев, возможно, будет принята стратегия развития банка как экосистемы, «растет доля digital-клиентов – это направление, которое имеют в виду все банки».

В декабре прошлого года о покупке розничного Банка Kassa Nova сообщил универсальный ForteBank. Когда-то у них с Kassa Nova был общий акционер и они развивались в банковской группе как дополнение друг к другу. После сделки ожидается рост маржинальности и бизнеса за счет консолидации активов и взаимосвязи продуктовых и технологических решений.

Свежий обсуждаемый альянс – присоединение AsiaCredit Bank и Capital Bank Kazakhstan к более сильному Tengri Bank. Для AsiaCredit Bank и Tengri это вторая по счету попытка объединиться. Первая, безуспешная, была предпринята в 2017.

Рассуждая на тему слияния банков, заместитель председателя правления Народного банка Мурат Кошенов заметил, что синергия может быть на стороне как доходов, так и расходов. Например, когда по расходам идет снижение затрат через сокращение дублирующих функций (отделений банков в одних и тех же локациях, персонала). Соответственно, надо смотреть, чтобы на уровне бизнеса шло дополнение. Банки, решившие слиться, должны понимать, есть ли сильные стороны с точки зрения бизнеса и рынков, на которых они имеют лучшее присутствие.

Директор направления «Финансовые институты и государственные финансы» агентства S&P Global Ratings Ирина Велиева отмечает, что соединение операционных систем двух или нескольких банков – всегда сложный процесс и чем больше банк, тем выше риск. Успешное слияние часто зависит от двух факторов. Во-первых, какие банки с какими бизнес-моделями объединяются. Если бизнес-модели дополняют друг друга, например один банк корпоративный, а другой – розничный, то при слиянии они обогащают друг друга клиентскими сегментами, а объединенный банк увеличивается в размере. Второй аспект – экономия на издержках, когда банк становится более эффективным и прибыльным. С другой стороны, операционных рисков при объединении достаточно много. Рис­ки связаны и с возможным конфликтом корпоративных культур, не все сотрудники довольны объединением и т. д.

Путь в МСБ
Укрупнение банков дает краткосрочный эффект. У них остается ограниченное поле для маневра: МСБ, розница и карточный бизнес. При этом МСБ является стратегическим направлением.

— Многие банки идут в МСБ, потому что для корпоративного сегмента нужны капитал и стабильное фондирование. Большой объем корпоративных рис­ков, исходя из размера собственного капитала, они позволить себе не могут. В корпоративное кредитование идут банки с долгосрочным и устойчивым фондированием, когда размер капитала позволяет принять эти кредиты на баланс. Для средних и небольших банков естественно идти в сектор МСБ. Дополнительным стимулом является наличие госпрограмм, которые нацелены на поддержку именно клиентов МСБ. C другой стороны, общий акцент на МСБ приводит к тому, что здесь конкуренция в кредитовании становится очень сильной, – рассуждает Кошенов.

Related posts

Кайрат Сатыбалды потерял минимум 80 миллионов, Бекболат Тлеухан столько не съел

chairman

Нефть не растет, даже несмотря на малые запасы

minister

За пирамиду Дмитрия Нагуты Horizon club ответит Алия Садуакасова

minister

Оставить комментарий