Во всем цивилизованном мире существует практика налогообложения сверхбогатых. Если исключить страны с диктатурами и ряд африканских государств, можно заметить, что так называемый налог на роскошь исправно и существенно пополняет казну каждой страны мира. Что же не так с налогом на роскошь, который может появиться в 2023 году? И почему такие индивиды, как Булат Утемуратов, Александр Машкевич, Данияр Абулгазин, Тимур Кулибаев и другие аристократы не боятся нового закона.
Какой обман скрывает эта инициатива, и какой налог реально нужен Казахстану? Налог на роскошь может не понравиться олигархам, и тогда они впадут в локальный аскетизм. Сделают вид, будто стали бережливыми. Богатые граждане привыкли основные траты делать заграницей. Там они владеют поместьями, виллами и дворцами.
Если налог будет касаться их дорогой недвижимости и предметов роскоши в Казахстане, то покупки будут делаться за рубежом, а налог почти ничего не даст казне. Жизнь в роскоши так и будет жизнью в роскоши, но вне страны. Если олигархи начнут публично жить скромнее в Казахстане, то будут меньше денег расходовать в стране и больше вывозить из страны в виде денежного капитала.
Налог таким образом пойдет на пользу внешним рынкам, где и так сосредоточены основные доходы и структуры бизнес-олигархов Казахстана.
Это будет плохо для рынка труда, торговли и строительной отрасли государства.
Принципиально: неправильно облагать право тратить деньги налогом, ограничивая его сбором за приобретение предмета роскоши.
Налог следует брать с доходов богатых физических лиц, и этот налог может дать больше, чем налог на роскошь. Обществу нужно не наказать олигархов в денежной форме за вольготную жизнь, а обеспечить перераспределение материальных благ в свою пользу.
В этом плане иностранные владельцы акций казахстанских фирм должны много платить за постоянный вывоз прибыли. Самое главное. Налог на роскошь является внешне приятным для народа способом уклониться от введения прогрессивного налогообложения. А в Казахстане, как и в других постсоветских странах, действует регрессивная шкала налогообложения: чем беднее люди, тем больше явных и неявных налогов они вынуждены платить.
Если народное недовольство возрастает, то успокоить его помогает декоративный налог на роскошь. Для решения социальных проблем страны нужна жёсткая прогрессивная шкала, где верхняя планка может быть в районе 40-50%. Уплатив такой налог, олигархи и иностранные держатели бумаг пусть тратят на свою роскошь, если захотят.
Словосочетание «налог на роскошь» вызывает какие-то древние воспоминания, когда Кириллов гробовым голосом говорил в программе «Время» о том, что решением кабинета министров СССР поднимаются цены на ковры и хрусталь. На самом деле «налог на роскошь», который вводится в Казахстане — это чистый обман, при помощи которого богатые обдирают бедных. Рассказываю на примере Булата Утемуратова, потому что так удобней. Вместо него вы можете использовать любого олигарха.
Законы на «роскошь» существуют в той или иной мере во многих странах. Условно их можно разделить на прогрессивные налоги (богатые платят по более высоким ставкам) и прямые налоги, когда в стоимость отдельных групп товаров включена надбавка, потому что якобы этот товар «покупают только богатые». Обе этих идеи — ничто иное, как стрижка обычных граждан. Порог богатства будет непрерывно снижаться, и в конце концов богатым будет считаться любой нормально работающий гражданин страны.
Булат Утемуратов — бедный человек
Никаких налогов ему не светит. Почему? Разберемся. Кого мы считаем богатым? Давайте возьмем одного из самых богатых — и при этом праздных олигархов страны, Булата Утемуратова. Второй или третий в списке Форбса, этот человек разбогател на решении скользких вопросов взяток, откатов, выводов капиталов из страны на Запад (и Восток). При этом используя только служебное положение.
Сейчас Булату Утемуратову принадлежит Бог знает сколько и чего, доли в предприятиях, пакеты акций, недвижимость, гараж шикарных машин как у арабского шейха, гостиницы, прекрасный кусок Франции и неустановленное число других «роскошных» вещей, в представлении обывателя.
Но на самом деле Булату Утемуратову ничего из этого не принадлежит. Как физическое лицо, а следовательно субъект налогообложения он гол, как сокол. Все чем владеет Булат Жамитович, фактически — это управляющая компания «Верный Капитал». Ее нельзя считать роскошью и ни в один регистр «Верный Капитал» не попадет. А внутри компании ее и учредителя дело, как, где и в каком объеме он получит прибыль.
Частный капитал олигархов управляется по корпоративному праву и никакого «налога на роскошь» они платить не будут. Все, кого коснутся популистские нововведения — это сначала предпринимателей средней руки, потом просто хорошо работающих управляющих и квалифицированную рабочую силу. А потом — всех. Кроме тех, кто задумал провести закон о «роскоши» и озолотить богатых деньгами бедных.