Практическая экономика

Казахстан и МВФ разошлись в подсчёте доли теневой экономики

В 2015 году официальная статистика показала чуть более 27,5% теневой экономики, в то время как МВФ насчитал на 5% ВВП больше – 32,82%.

Уровень теневой экономики в Казахстане, по оценкам официальной статистики, в 2017 году составлял чуть более 25% к валовому внутреннему продукту страны. Однако после изменения методики расчёта цифра выросла почти до 30%. Между тем иностранные финансовые организации, например, Международный валютный фонд, дают другую цифру: по их мнению, в 2015 году доля «тени» составляла 32,82%, в то время как казахстанская статистика показывала 27,51%.

Расхождение в Министерстве финансов объясняют разницей в методиках подсчёта. По словам первого вице-министра финансов Берика Шолпанкулова, в Казахстане нет ряда отраслей экономики, которые учитывает методология международных финансовых организаций.

«У нас нет некоторых отраслей, некоторых позиций. Убрав эти позиции и приведя (методологию. – Авт.) в сопоставимый вид, по оценкам (долю теневой экономики. – Авт.) дало 30%. Со стороны по цифрам определять некорректно, правильно нужно оценивать в сопоставляемом виде», – отметил Берик Шолпанкулов на пресс-конференции в Правительстве 8 августа.

Также замглавы Минфина заметил, что при подсчёте иностранные эксперты не учитывают поступления от добывающих компаний в Национальный фонд, а используют данные только по бюджету и ВВП.

«Когда они говорят 60% (теневой экономики в Казахстане. – Авт.), они не учитывают средства Нацфонда. (…) Они просто видят бюджет и ВВП, разницу вывели. А где оставшееся с учётом налоговой нагрузки на бизнес? Когда мы привели методологию в сопоставимом виде, процент снизился. Они некоторые поступления не учитывали, которые уходили в Нацфонд. Плюс отсутствие некоторых отраслей, например, у нас нет выхода к морю», – добавил первый вице-министр финансов.

По данным официальной статистики, основные секторы экономики, в которых высока доля теневой экономики, – это оптовая и розничная торговля и операции с недвижимостью. Там доля так называемой ненаблюдаемой экономики достигает 6,57 и 6,74% от ВВП, соответственно.

Для снижения уровня теневой экономики Минфин уже принимает меры. Цель ведомства – снизить уровень теневой экономики до уровня стран ОЭСР – 15-17% к ВВП.

Главное в выводе бизнеса «из тени», по словам Берика Шолпанкулова, обеспечить возможность отслеживать товары от этапа их производства или импорта до получения потребителем.

«Меры, которые мы принимаем: провести онлайн-мониторинг от производства или импорта товара до потребителя, вести полный мониторинг движения товара. Это даст открытость перемещения и продажи товара», – сказал первый вице-министр.

Для этого Правительство утвердило отдельный план мероприятий на 2019-2021 годы, где малый и средний бизнес из тени планируют вывести через совершенствование налогово-таможенной политики и увеличение доли безналичного оборота денег. В частности, наибольший эффект ожидают от работы таких информационных систем как «Маркировка товаров», «Электронные счета-фактуры», модуль «Виртуальный склад», «Система управления рисками» и внедрение онлайн контрольно-кассовых машин. В целом эффект от реализуемых Минфином инициатив должен обеспечить бюджет 800 млрд тенге дополнительных поступлений.

Related posts

Bank Information Center критикует проекты Всемирного банка по возврату денег в Казахстан

chairman

Неоднозначные итоги пятилетки МФЦА

chairman

Крипта стала сплошным скамом?

minister

Оставить комментарий