Практическая экономика

Казахстан и МВФ разошлись в подсчёте доли теневой экономики

В 2015 году официальная статистика показала чуть более 27,5% теневой экономики, в то время как МВФ насчитал на 5% ВВП больше – 32,82%.

Уровень теневой экономики в Казахстане, по оценкам официальной статистики, в 2017 году составлял чуть более 25% к валовому внутреннему продукту страны. Однако после изменения методики расчёта цифра выросла почти до 30%. Между тем иностранные финансовые организации, например, Международный валютный фонд, дают другую цифру: по их мнению, в 2015 году доля «тени» составляла 32,82%, в то время как казахстанская статистика показывала 27,51%.

Расхождение в Министерстве финансов объясняют разницей в методиках подсчёта. По словам первого вице-министра финансов Берика Шолпанкулова, в Казахстане нет ряда отраслей экономики, которые учитывает методология международных финансовых организаций.

«У нас нет некоторых отраслей, некоторых позиций. Убрав эти позиции и приведя (методологию. – Авт.) в сопоставимый вид, по оценкам (долю теневой экономики. – Авт.) дало 30%. Со стороны по цифрам определять некорректно, правильно нужно оценивать в сопоставляемом виде», – отметил Берик Шолпанкулов на пресс-конференции в Правительстве 8 августа.

Также замглавы Минфина заметил, что при подсчёте иностранные эксперты не учитывают поступления от добывающих компаний в Национальный фонд, а используют данные только по бюджету и ВВП.

«Когда они говорят 60% (теневой экономики в Казахстане. – Авт.), они не учитывают средства Нацфонда. (…) Они просто видят бюджет и ВВП, разницу вывели. А где оставшееся с учётом налоговой нагрузки на бизнес? Когда мы привели методологию в сопоставимом виде, процент снизился. Они некоторые поступления не учитывали, которые уходили в Нацфонд. Плюс отсутствие некоторых отраслей, например, у нас нет выхода к морю», – добавил первый вице-министр финансов.

По данным официальной статистики, основные секторы экономики, в которых высока доля теневой экономики, – это оптовая и розничная торговля и операции с недвижимостью. Там доля так называемой ненаблюдаемой экономики достигает 6,57 и 6,74% от ВВП, соответственно.

Для снижения уровня теневой экономики Минфин уже принимает меры. Цель ведомства – снизить уровень теневой экономики до уровня стран ОЭСР – 15-17% к ВВП.

Главное в выводе бизнеса «из тени», по словам Берика Шолпанкулова, обеспечить возможность отслеживать товары от этапа их производства или импорта до получения потребителем.

«Меры, которые мы принимаем: провести онлайн-мониторинг от производства или импорта товара до потребителя, вести полный мониторинг движения товара. Это даст открытость перемещения и продажи товара», – сказал первый вице-министр.

Для этого Правительство утвердило отдельный план мероприятий на 2019-2021 годы, где малый и средний бизнес из тени планируют вывести через совершенствование налогово-таможенной политики и увеличение доли безналичного оборота денег. В частности, наибольший эффект ожидают от работы таких информационных систем как «Маркировка товаров», «Электронные счета-фактуры», модуль «Виртуальный склад», «Система управления рисками» и внедрение онлайн контрольно-кассовых машин. В целом эффект от реализуемых Минфином инициатив должен обеспечить бюджет 800 млрд тенге дополнительных поступлений.

Related posts

Техномамонты краснеют вторую неделю подряд

chairman

Попытка дать взятку судье стоила оффшорному эксперту Абилкасымову чужих миллионов и въезда в ЕС

chairman

Электронный банкинг способствует катастрофам в стиле SVB

minister

Оставить комментарий