Важное Практическая экономика Экономика соседей

Госдолг Кыргызстана уйдет по бартеру?

Обращает на себя внимание очередная попытка властей Кыргызстана избавиться от части огромной суммы накопившегося внешнего долга страны. Так, накануне председатель кабмина Кыргызстана Акылбек Жапаров на полях весенних встреч Всемирного банка и Международного валютного фонда в американском Вашингтоне встретился с новым президентом группы Всемирного банка Аджаем Бангой и предложил проработать механизм конверсии внешнего долга Кыргызстана в обмен на зеленые и климатические инициативы за счет «Камбар-Атинской ГЭС-1».

Как сообщает ряд слухмейкеров в правительственных коридорах столицы, попытка кабмина Кыргызстана «обменять» часть внешнего долга на обязательства по улучшению экологии региона может вызывать вопросы у официальных Астаны и Ташкента, поскольку до этого Кыргызстан заявлял о намерении начать строительство ГЭС совместно с Казахстаном и Узбекистаном, а в январе текущего года в Бишкеке министры энергетики трех стран подписали соответствующую дорожную карту по реализации строительства. Строительство «Камбар-Атинской ГЭС-1» выгодно для всего региона, и со своей стороны Казахстан готов войти проект, вложив в него до 300 млн. долларов, однако Кыргызстан постоянно занят поиском новых ключевых инвесторов, не желая самостоятельно нести основное бремя строительства, из-за чего само строительство важного энергетического объекта до сих пор не реализовано, хотя сам проект широко обсуждался и при экс-президенте Кыргызстана Алмазбеке Атамбаеве, и при бывшем главе кыргызстанского государства Сооронбае Жээнбекове, и при нынешнем президенте Садыре Жапарове.

Так, например, ранее существовал проект строительства ГЭС совместно с Россией, которая не только простила Кыргызстану долг в сумме 240 млн. долларов, но и готова была инвестировать в ГЭС почти вдвое большую сумму. Однако стройка так и не началась, а в 2016 году официальный Бишкек и вовсе разорвал соглашение с российской стороной в одностороннем порядке, объяснив это отсутствием решений со стороны России по финансированию проектов. К тому моменту российская сторона уже вложила в проект 37 млн. долларов. Позднее готовность построить «Камбар-Атинскую ГЭС-1» выразила французская сторона в лице крупнейшей государственной энергогенерирующей компании Франции «Électricité de France», а теперь Кыргызстан, не ставя в известность об этом ключевых партнеров проекта в Центральной Азии, в одностороннем порядке предложил Всемирному банку присоединиться к проекту, при этом сделать это не посредством прямых инвестиций, а в обмен на часть государственного долга.

В настоящее время размер государственного долга Кыргызстана составляет 4,2 млрд. долларов, а пик выплат по нему придется на период с 2023 года по 2028 год, и в этот период Кыргызстан должен будет ежегодно тратить до 460 млн. долларов для его погашения. При этом основные долги страны — это не долги перед Международным валютным фондом, около половины от суммы в 460 млн. долларов должно пойти на возвращение кредитов, выданных Китаем.

Как известно, Кыргызстан занимает пятое место в мире среди стран, имеющих наибольшие долги перед Китаем; считается, что долговые обязательства, в которые вогнали кыргызстанский народ при действующем президенте страны Садыре Жапарове, уже превышают 30% от всего валового внутреннего продукта страны. Официальный Пекин предоставляет эти гигантские кредиты не ради финансовой доходности — его интересует доступ к сырью и геополитическое влияние. Более того, власти Китая не раз говорили о том, что не намерены прощать долги своим кредиторам, как это делает Россия.

Для выхода из сложившейся ситуации власти Кыргызстана будут вынуждены изменить подход к реструктуризации заимствований: теперь они стараются обеспечивать их устойчивость за счет новой налоговой политики и увеличения поступлений в бюджет. Но чтобы направлять средства на внешний долг, в Кыргызстане, кроме проведения регулятивных мер, намерены сократить и налоговые льготы для населения — для этого, в частности, был принят новый Налоговый кодекс, согласно которому предполагается, что для получения дополнительных доходов власти в дальнейшем могут корректировать отдельные налоговые значения, учитывая инфляцию, например, повысить акцизы на табачные изделия и нефтепродукты; это означает, что цены на ряд товаров в стране могут вырасти, но даже этого будет недостаточно для погашения долга. И у Кыргызстана есть лишь один вариант, как погасить долги перед могущественным восточным соседом. Речь идет об осуществлении так называемых непрямых выплат. В качестве примера можно привести Шри-Ланку, где на китайские деньги был построен большой порт, когда страна не смогла выплатить кредитору 1 млрд. долларов: в счет долга Китаю отошел сам объект инфраструктуры, и не исключено, что за китайский долг Жапарову придется расплачиваться приграничными землями, а китайскую сторону в свою очередь заинтересуют именно земли в Токтогульском районе Жалал-Абадской области страны, где должна рано или поздно все-таки появиться «Камбар-Атинская ГЭС-1».

Related posts

Tengri Bank, Capital Bank Kazakhstan и AsiaCredit Bank не выполнили требований по пруденциальным нормативам в РК

chairman

34 млрд тенге уйдет на рефинансирование экспортеров Казахстана

chairman

АО Народный банк Казахстана «отказался» продаться Сбербанку

chairman

Оставить комментарий