Обращает на себя внимание очередная попытка властей Кыргызстана избавиться от части огромной суммы накопившегося внешнего долга страны. Так, накануне председатель кабмина Кыргызстана Акылбек Жапаров на полях весенних встреч Всемирного банка и Международного валютного фонда в американском Вашингтоне встретился с новым президентом группы Всемирного банка Аджаем Бангой и предложил проработать механизм конверсии внешнего долга Кыргызстана в обмен на зеленые и климатические инициативы за счет «Камбар-Атинской ГЭС-1».
Как сообщает ряд слухмейкеров в правительственных коридорах столицы, попытка кабмина Кыргызстана «обменять» часть внешнего долга на обязательства по улучшению экологии региона может вызывать вопросы у официальных Астаны и Ташкента, поскольку до этого Кыргызстан заявлял о намерении начать строительство ГЭС совместно с Казахстаном и Узбекистаном, а в январе текущего года в Бишкеке министры энергетики трех стран подписали соответствующую дорожную карту по реализации строительства. Строительство «Камбар-Атинской ГЭС-1» выгодно для всего региона, и со своей стороны Казахстан готов войти проект, вложив в него до 300 млн. долларов, однако Кыргызстан постоянно занят поиском новых ключевых инвесторов, не желая самостоятельно нести основное бремя строительства, из-за чего само строительство важного энергетического объекта до сих пор не реализовано, хотя сам проект широко обсуждался и при экс-президенте Кыргызстана Алмазбеке Атамбаеве, и при бывшем главе кыргызстанского государства Сооронбае Жээнбекове, и при нынешнем президенте Садыре Жапарове.
Так, например, ранее существовал проект строительства ГЭС совместно с Россией, которая не только простила Кыргызстану долг в сумме 240 млн. долларов, но и готова была инвестировать в ГЭС почти вдвое большую сумму. Однако стройка так и не началась, а в 2016 году официальный Бишкек и вовсе разорвал соглашение с российской стороной в одностороннем порядке, объяснив это отсутствием решений со стороны России по финансированию проектов. К тому моменту российская сторона уже вложила в проект 37 млн. долларов. Позднее готовность построить «Камбар-Атинскую ГЭС-1» выразила французская сторона в лице крупнейшей государственной энергогенерирующей компании Франции «Électricité de France», а теперь Кыргызстан, не ставя в известность об этом ключевых партнеров проекта в Центральной Азии, в одностороннем порядке предложил Всемирному банку присоединиться к проекту, при этом сделать это не посредством прямых инвестиций, а в обмен на часть государственного долга.
В настоящее время размер государственного долга Кыргызстана составляет 4,2 млрд. долларов, а пик выплат по нему придется на период с 2023 года по 2028 год, и в этот период Кыргызстан должен будет ежегодно тратить до 460 млн. долларов для его погашения. При этом основные долги страны — это не долги перед Международным валютным фондом, около половины от суммы в 460 млн. долларов должно пойти на возвращение кредитов, выданных Китаем.
Как известно, Кыргызстан занимает пятое место в мире среди стран, имеющих наибольшие долги перед Китаем; считается, что долговые обязательства, в которые вогнали кыргызстанский народ при действующем президенте страны Садыре Жапарове, уже превышают 30% от всего валового внутреннего продукта страны. Официальный Пекин предоставляет эти гигантские кредиты не ради финансовой доходности — его интересует доступ к сырью и геополитическое влияние. Более того, власти Китая не раз говорили о том, что не намерены прощать долги своим кредиторам, как это делает Россия.
Для выхода из сложившейся ситуации власти Кыргызстана будут вынуждены изменить подход к реструктуризации заимствований: теперь они стараются обеспечивать их устойчивость за счет новой налоговой политики и увеличения поступлений в бюджет. Но чтобы направлять средства на внешний долг, в Кыргызстане, кроме проведения регулятивных мер, намерены сократить и налоговые льготы для населения — для этого, в частности, был принят новый Налоговый кодекс, согласно которому предполагается, что для получения дополнительных доходов власти в дальнейшем могут корректировать отдельные налоговые значения, учитывая инфляцию, например, повысить акцизы на табачные изделия и нефтепродукты; это означает, что цены на ряд товаров в стране могут вырасти, но даже этого будет недостаточно для погашения долга. И у Кыргызстана есть лишь один вариант, как погасить долги перед могущественным восточным соседом. Речь идет об осуществлении так называемых непрямых выплат. В качестве примера можно привести Шри-Ланку, где на китайские деньги был построен большой порт, когда страна не смогла выплатить кредитору 1 млрд. долларов: в счет долга Китаю отошел сам объект инфраструктуры, и не исключено, что за китайский долг Жапарову придется расплачиваться приграничными землями, а китайскую сторону в свою очередь заинтересуют именно земли в Токтогульском районе Жалал-Абадской области страны, где должна рано или поздно все-таки появиться «Камбар-Атинская ГЭС-1».